Он дополняет два закона — закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и «Устав автомобильного транспорта». И в первом, и во втором документе предлагается закрепить норму, которая буквально говорит, что экспедитор/перевозчик «вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора» транспортной экспедиции/перевозки груза.
В поправках применяется именно слово «вправе». Это означает, что страхование ответственности ни в коем случае не будет обязательным видом страхования, а только добровольным.
Отметим: на необходимость прояснить, наконец, вопрос со страхованием ответственности в отрасли упирают уже давно — не один год. Без его решения ситуация остается неоднозначной, а экспедиторы/перевозчики находятся в зоне риска.
С одной стороны, страхование их ответственности на данный момент является чем-то чуть ли не само собой разумеющимся: страховые компании включают его в линейку своих продуктов, а клиенты при выборе перевозчика/экспедитора акцентируют внимание на том, застрахована ли его ответственность. Однако с другой, недобросовестные страховщики, когда настает страховой случай и, как следствие, момент выплат, могут, дабы этих выплат избежать, заявить, что на самом деле договор страхования по закону является недействительным.
Все потому, что ст. 932 Гражданского кодекса РФ говорит: «Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом». А закон страхование ответственности перевозчика/экспедитора на данный момент не предусматривает.
Что примечательно: далеко не однозначной является и позиция судов по этому вопросу. До 2010-го года он, в принципе, трактовался каждой судебной инстанцией по-разному. В 2010-м году было принято Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, где, во-первых, указывалось, что договор страхования ответственности перевозчика/экспедитора является комплексным, а потому не противоречит Гражданскому кодексу, а во-вторых, что такой позиции должны придерживаться все арбитражные суды при рассмотрении аналогичных дел.
То есть той позиции, что страхование ответственности "перевозчика/экспедитора" соответствует закону.
Вместе с тем и после 2010-го года трактование вопроса однозначность не обрело, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что в 2015-м году свое определение ситуации уже давал Верховный Суд РФ. В Определении от 20.07.2015 г. по делу №А21-10221/2013 отмечается, что в соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса РФ договор страхования ответственности перевозчика/экспедитора не может быть признан недействительным, если лицо, которое на эту самую недействительность ссылается, прежде всеми своими действиями (предложение услуг, заключение договора, прием страховых взносов и т.п.) подтверждало законность договора.
Что еще более примечательно, так это то, что и после, например в обзоре судебной практики за 2017-й год, все равно опять всплывает проблема со страхованием ответственности перевозчика/экспедитора.
Решить ее окончательно и убрать все противоречивые толкования как раз таки и должен одобренный Государственной Думой законопроект. Его второе чтение предварительно назначено на 6-е декабря этого года. После второго чтения, напомним, должно быть еще и третье, окончательное. Если документ их пройдет и не будет отклонен Советом Федерации, он, как следует из текста, вступит в силу сразу же, в день официального опубликования.