Сейчас при обнаружении нарушения на стационарном (не автоматическом!) или мобильном пункте весо-габаритного контроля ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), по сути, позволяет учитывать, на кого зарегистрирован автомобиль и чьи грузы он перевозит.
Поскольку она предусматривает дифференциацию штрафов (с водителя, должностного лица, ИП /юридического лица взыскиваются разные суммы), то сотрудник ГИБДД никак не может насчитать для «физического» собственника, перевозящего личные грузы, санкции по максимальной ставке. Раз он не является ИП, на него оформят штраф как на водителя, что может быть как минимум в 10 раз меньше.
Для примера: за превышение весовых норм на 2-10% на водителя налагается штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей, на ИП — 100-150 тыс. рублей. При превышении более чем на 50% водителя оштрафуют на 7-10 тыс. рублей, ИП — на 400-500 тыс. рублей.
Сейчас только при прохождении автоматического весо-габаритного контроля штраф является одинаковым для всех владельцев транспортных средств, будь то физическое лицо, юридическое или ИП. Однако такой порядок могут сделать единым.
Какими же все-таки будут штрафы?
В соответствии с одобренным в первом чтении законопроектом санкции будут взыскиваться только с владельца грузовика. Они вне зависимости от вида контроля и формы собственности автомобиля станут следующими:
-при превышении норм на 2-10% — 100 тыс. рублей;
-при превышении на 10-20% — 250 тыс. рублей;
-при превышении на 20-50% — 350 тыс. рублей;
-при превышении более чем на 50% — 400 тыс. рублей.
Отметим: если автомобиль в момент фиксации нарушения фактически использовался другим лицом (аренда и т.п.), то, согласно ст. 2.6.1 КоАП, это другое лицо и должно быть наказано. То есть в таком случае штраф можно обжаловать.
Что примечательно: в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что единые для всех санкции вводятся во исполнение Постановления Конституционного Суда (№5-П от 18.01.2019 г.).
В январе этого года Суд действительно признал ст. 12.21.1 противоречащей Конституции РФ.
Однако он в числе прочего упирал на то, что действующий порядок автоматического весо-габаритного контроля никак не дает гражданину, не зарегистрированному как ИП, возможности доказать, что "принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд", и, по сути, поручал как-то эту возможность предусмотреть.
Правительство же, подготовив свой законопроект, такую возможность не только не предоставило, а исключило ее в принципе.
Добавим, что это отлично вписывается в нынешнюю тенденцию: с 1-го ноября 2019-го года «физических» собственников грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн обязали также устанавливать тахографы и соблюдать режим труда и отдыха.