17.12.2018
По словам главы Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгения Москвичева, такая мера должна помочь сохранить в нормативном состоянии российские дороги, которые сейчас, по мнению депутата, именно из-за большегрузов «разбиваются» за 2-3 года эксплуатации, а также предотвратить участившееся обрушение мостов, построенных в 50-60-х годах прошлого века и ни разу после того не ремонтированых.
Сам законопроект, в который хотят внести поправки о снижении на 4 тонны допустимой массы автопоезда, направлен на регулирование весогабаритного контроля. Его принятие расширит полномочия Министерства транспорта и закрепит за ведомством право устанавливать единые требования к пунктам весового и габаритного контроля. Среди них — порядок организации передвижных и стационарных пунктов контроля, показатели точности измерения и допустимый размер погрешности, необходимость своевременного оповещения водителей о нарушении и т.п.
Комментируя законопроект, Евгений Москвичев также отметил, что в него могут внести положение, обязывающее водителей устранять нарушение сразу после того, как они о нем были предупреждены. Пока, на словах, норма такова: водитель, узнавший о превышении им допустимых весовых и габаритных параметров, «в течение 300-400 метров ... должен устранить эту неполадку».
При этом способ информирования о нарушении при автоматическом контроле на данный момент еще не определен. В идеале, после каждой из «рамок» должны стоять информационные табло, показывающие результаты измерения. Однако в Министерстве транспорта, как выяснилось во время прошедших 30-го октября слушаний по весогабаритному контролю, склоняются к СМС-оповещению или электронному письму.
Сейчас в России разворачивается система автоматического весогабаритного контроля. На федеральных трассах уже установлено 27 таких пунктов, к концу 2021-го года их должно быть порядка 400. Не исключено, что их установкой по концессионному соглашению займется оператор «Платона» (соответствующую заявку от компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Министерство транспорта должно рассмотреть до конца этого года). Как пообещал во время слушаний заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов, первые три месяца каждый новый пункт будет работать в тестовом режиме и «присылать» перевозчикам не штрафы, а уведомления о нарушении.
Добавим: в ряде стран Европы (например, в Германии) допустимая масса автопоезда составляет 40 тонн, превышать ее на 4 тонны разрешается при перевозке 40-футовых контейнеров, а также при смешанных перевозках. При этом в Дании максимальный вес автопоезда может достигать 56 тонн (на ограниченной сети дорог — 60 тонн), в Нидерландах — 50 тонн, в Швеции (в зависимости от расстояния между крайними осями) — 60 тонн.