Новости

24 Май

«Перевозчики будут вынуждены повышать тарифы либо уходить с рынка».

О росте себестоимости транспортных услуг и преимуществах крупных компаний в новых реалиях рынка РБК+ рассказал генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани.

— Как отражается на отрасли грузоперевозок рост цен на топливо? Какой рост транспортных тарифов ожидается, какую цену топлива можно считать критичной для перевозчиков с точки зрения риска падения объемов бизнеса?

— Тарифы на топливо в 2018 году действительно выросли, и их дальнейший рост обусловлен налоговыми изменениями, вступающими в силу с 2019 года, — в частности, повышением акцизов в полтора раза, а также НДПИ и НДС. Есть оценки, что в 2019 году по сравнению с началом 2018 года фактический рост стоимости топлива для крупных клиентов составит порядка 30%, — эти оценки максимальны и помимо возрастающих налогов учитывают отмену корпоративных скидок по топливным картам и введение топливными компаниями надбавок за сервисное обслуживание. Однако даже относительно оптимистичные прогнозы дают ощутимый прирост отпускных цен, и, соответственно, это скажется на росте и тарифов на грузоперевозки. Что касается критичной величины роста цен на топливо с точки зрения падения объемов бизнеса, то это зависит в большей степени от возможностей и потребностей наших клиентов, что, в свою очередь, определяется общим состоянием экономики в стране. И бизнес, и конечные потребители довольно болезненно относятся к колебаниям цен на АЗС. В целом же мы все в одной лодке — рост стоимости грузоперевозок инициирован не логистическими компаниями, а внешней конъюнктурой.

Другое дело, что небольшие транспортные компании практически не имеют пространства для законного маневра в ценовой политике и могут только пропорционально переложить ее на клиентов, в то время как крупный бизнес будет стараться идти навстречу клиентам и не так резко увеличивать стоимость услуг.

— Ожидается ли массовый перевод автопарка на газо-моторное топливо? Как вы оцениваете перспективы расширения инфраструктуры заправок метана?

— Использование газомоторного топлива — это интересная тема как с экономической, так и с экологической точки зрения. Мы уже тестировали автомобили с предустановленными установками для компримированного природного газа, и они действительно по ряду параметров выгоднее. Например, экономия на топливе достигает 35%, увеличивается ресурс двигателя. Но в то же время такие машины пока дороже бензиновых аналогов, требуют более частой заправки, а инфраструктура — по крайней мере, для удовлетворения потребностей транспортных компаний, осуществляющих перевозки по самым отдаленным населенным пунктам страны, — на данный момент все еще недостаточно развита. Сегодня в России несколько сотен автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС). Учитывая нашу географию перевозок, пока этого очень мало. Несмотря на отдельную госпрограмму по развитию рынка газо-моторного топлива, процесс развития инфраструктуры в регионах пока идет достаточно медленно, а переход на газо-моторную технику в основном происходит через закупки на нужды общественного транспорта. Тем не менее тема перспективна, и после формирования необходимой инфраструктуры крупные грузоперевозчики могут частично перейти на использование метана.

— Консолидация отрасли: какие факторы этому способствуют? Находят ли небольшие игроки цифровые инструменты для оптимизации своего бизнеса или преимущество у платформ крупных операторов?

— Консолидации отрасли способствуют две группы факторов. Первая — успехи государства в обелении и расчистке рынка от теневых игроков, вторая группа — те вызовы роста издержек, с которыми сталкивается отрасль и о которых отчасти было сказано выше, а также рост требований клиентов к качеству услуги и географии доставки.

Можно говорить о том, что в отрасли работает эффект масштаба. Это касается не только непосредственно оказания услуг грузоперевозки, но также и развития компаний. К примеру, чем крупнее участник рынка — тем больше у него возможностей вкладываться в цифровизацию и, соответственно, предложить не только лучший сервис клиентам уже сейчас, но и сделать более выгодное ценовое предложение, поскольку автоматизация оптимизирует затраты перевозчика. Вместе с тем вопрос снижения тарифов в данной связи имеет смысл рассматривать на горизонте от двух лет и более, поскольку период окупаемости вложений в цифровизацию может быть различен. А на начальном этапе компания несет весьма существенные расходы и говорить о мгновенном снижении издержек и тарифов смысла не имеет.

— Как отразится на рынке перевозок ситуация с НДС?

— НДС — один из факторов роста издержек транспортных компаний, поскольку закладывается в стоимость практически любых товаров и услуг, и одна из составляющих в структуре тарифа на перевозку. Кроме уже обозначенных проблем роста налогов и цен на топливо, не стоит забывать и о других статьях расходов грузоперевозчиков. Это и сборы системы «Платон», и платные дороги, и удорожание как самого транспорта (а мы обновляем автопарк раз в три-четыре года), так и запчастей из-за падения курса рубля. Минфин недавно также рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления дальнейшее развитие системы платных услуг — сети платных парковок и платных автодорог.

Все эти факторы в совокупности вызовут значительный рост себестоимости услуги перевозки. Перевозчики будут вынуждены либо повышать тарифы, либо уходить с рынка. Я говорю, разумеется, о белых участниках рынка. Полагаю, что могут активизироваться серые компании, однако риски сотрудничества с такими фирмами, как в части качества услуг, так и потенциальных претензий со стороны контролирующих органов, в частности ФНС, становятся очевидны все большему количеству заказчиков услуг грузоперевозок.

— В прошлом году отмечался резкий рост продаж техники в разных сегментах коммерческого транспорта. Сейчас рынок замедлился. С чем это связано, каков прогноз?

— Рост продаж коммерческого транспорта, в частности грузовиков, в 2017 году (на 50%, по данным «Автостата») был вызван несколькими факторами. Около 50% грузовиков в России находятся в эксплуатации свыше 20 лет. Доля российских, украинских и белорусских грузовиков составляет 80%. То есть объективная необходимость замены грузового автопарка давно назрела: изношенные грузовики больше простаивают и требуют постоянных вложений в ремонт. И здесь помогла государственная поддержка, а именно программа льготного лизинга на грузовой транспорт. Вместе с тем 50-процентный рост в абсолютных цифрах — это 27 тыс. грузовиков. Учитывая, что весь грузовой автопарк в стране, по данным «Автостата», — 3,3 млн единиц, считать прирост в три десятка тысяч единиц техники меняющим лицо рынка нецелесообразно. Так что сама по себе необходимость замены грузового автопарка еще долго будет являться одним из драйверов рынка.

Что касается замедления темпов роста, то его можно объяснить общей ухудшившейся конъюнктурой перевозок: тем самым ростом издержек, о котором я сказал выше, и отсутствием заметного роста экономики — соответственно, и потребностей заказчиков в грузоперевозках.

Подробнее
«Обходных путей - миллион»: бизнес раскритиковал законопроект о реестре перевозчиков.
02 Май

«Обходных путей - миллион»: бизнес раскритиковал законопроект о реестре перевозчиков.

В России появится реестр грузоперевозчиков — компаний и индивидуальных предпринимателей. Частных перевозчиков, которые занимают около 70% рынка автоперевозок, обязуют легализоваться через налоговую службу или заплатить штраф. Комитет по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) инициировал и направил на рассмотрение в Госдуму законопроект «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом». Он предполагает создании единого реестра грузоперевозчиков — компаний (юрлиц) и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые будут допущены до рынка грузовых перевозок. Владельцы грузового транспорта (физлица) не вошедшие в реестр окажутся вне закона; самодеятельность обернется им административным штрафом. Реестр хочет вести Торгово-промышленная палата РФ за плату. Ее размер пока не определен.
Перевозчики в целом поддерживают законодательную инициативу, но им не нравится, что реестр окажется в руках ТПП. Допуски должна выдавать государственная структура, надзирающая за рынком грузоперевозок, например, Ространснадзор, а налоговая инспекция будет передавать ему информацию по долгам и доходам, предлагает Владимир Матягин, президент Ассоциации «Грузавтотранс». Как это будет работать Автор документа — депутат Госдумы и председатель Комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты РФ Виталий Ефимов — предлагает создать два реестра: «реестр перевозчиков грузов за плату» и «реестр перевозчиков грузов для собственных нужд». Первый подразумевает коммерческие грузоперевозки. Для этого перевозчику необходимо соблюсти два условия: подтвердить финансовую состоятельность и профессиональную компетентность.
Состоятельность подтверждается имуществом в собственности стоимостью от 500 тысяч рублей при использовании одного транспортного средства или от 200 тысяч рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство, а также отсутствие задолженностей по обязательным платежам. Профессиональная компетентность подразумевает отсутствие судимостей и наличие в штате компании хотя бы одного специалиста, ответственного за технику безопасности. Если индивидуальный предприниматель не готов нанимать такого специалиста, то он может обучиться. Чтобы попасть в «реестр перевозчиков грузов для собственных нужд» будет достаточно подтвердить профессиональную компетентность. В тексте документа также указано, что нахождение в реестрах будет платным, однако сумма и периодичность взносов пока неизвестны.
Найдутся обходные пути Новый закон только усложнит жизнь малому и среднему бизнесу, полагает Виталий Прокуроров, генеральный директор «Объединенной бетонной компании». «Правительство постоянно что-то придумывает и, как правило, не в лучшую сторону, особенно для малого и среднего бизнеса. Государство вообще ничем не помогает: они затыкают лазейки, а мы копаем. Придумали они реестр, ну и пусть создают. Значит, компании будут в аренду сдавать частникам транспортные средства, зарегистрированные на юрлицо. И обходных путей придумают миллион», — предполагает бизнесмен. Его мнение отчасти разделяет генеральный директор транспортной компании «Неруд-трейд» Сергей Воронин: «Из-за частных игроков хаос на рынке грузоперевозок невероятный. И в принципе путь у них один, по которому они и идут: они должны определенным образом вливаться в структуру юрлиц и ИП, других вариантов нет». В первую очередь физлица будут пытаться обходить закон, соглашается Артем Баршай, генеральный директор транспортной компании «Союзхимтранс-Авто». «Мы должны понимать, что они работают в ущерб добросовестным налогоплательщикам. А правила для всех должны быть едиными», — добавляет предприниматель. Цены вырастут Впрочем, не все перевозчики настроены скептически, некоторые видят в новом законе позитив: сокращение числа частных перевозчиков (физических лиц), доля которых на рынке достигает 70%. Цены, по которым сейчас возят грузы частники, убивают компании, а реестр позволит транспортным предприятиям нормально существовать, надеется директор транспортной компании «ВВС-Транс» Мария Храпунова. «Реестр позволит регулировать цены и выживать компаниям, у которых сейчас бизнес нерентабельный. К примеру, компания везет груз за 40 тысяч рублей, а частники готов ехать за 30 тысяч, то есть разница колоссальная, и по рынку это очень бьет», — объясняет Храпунова. При этом, по ее мнению, стоимость перевозок может возрасти примерно на 5-10%.

Подробнее
Что ждат транспортной логистике в 2019 году?
29 Апр

Что ждат транспортной логистике в 2019 году?

Условия, в которых сегодня приходится работать транспортным компаниям, нельзя назвать благоприятными: крупные дебиторские задолженности заказчиков за совершенные рейсы, нехватка оборотных средств, кража грузов — в то же время конкуренция ужесточается с каждым годом. Что предстоит преодолеть и как справиться с грядущими переменами?
О наболевшем.
Рост стоимости дизтоплива в 2018 году ударил по всей отрасли грузоперевозок: с начала года дизельное топливо подорожало почти на 30%.

Тогда многим транспортным компаниям пришлось работать в убыток. Моментально изменить тарифы в уже заключенных договорах, дабы компенсировать возросшие затраты, невозможно — требуется как минимум 2-3 месяца. Сейчас же беспокойство перевозчиков возрастает в разы: после повышения НДС до 20% ожидается увеличение уровня акциза в 1,5 раза — цены на ГСМ также возрастут. Да, еще больше.


Что с «Платоном»?
На июль 2019 года запланирована индексация тарифов «Платона».

На самом деле ее планировали провести еще в июле 2018 года, но инициативу отложили, чтобы сперва повысить эффективность контроля нарушителей. После передачи функций контроля Ространснадзору сборы по «Платону» возросли на 17 %. Многие перевозчики стали переходить на легальную схему работы, поскольку без бортового устройства совершать рейсы стало невыгодно.

Кроме того, с 1 января 2019 года отменен льготный тариф для оплаты транспортного налога пользователями «Платона». Раньше из сбора вычиталась сумма, которую перевозчик тратил на использование федеральных трасс, теперь же такой льготы нет.


Возрастет активность налоговых проверок.
Государство усиливает борьбу против теневого капитала на рынке грузоперевозок. Сейчас ФНС активнее выявляют незаконные схемы налоговой оптимизации, в частности зачет НДС в затратах на транспортные услуги. Много компаний в прошлом году столкнулось с доначислением НДС по сделкам, которые налоговая посчитала сомнительными.

Законы, которые изменят рынок.
Сейчас в правительстве обсуждают законопроект, предполагающий наличие единого реестра перевозчиков — проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации».

К чему приведет появление реестра? Многие перевозчики выйдут из тени, поскольку право на выполнение перевозок за плату будут иметь только юридические лица и ИП, включенные в реестр перевозчиков грузов за плату. Конкуренция внутри отрасли ужесточится: победителями выйдут компании, которые лучше ориентируются в потребностях рынка и выбирают подходящую экономическую тактику в зависимости от меняющихся условий.

Также усложнит деятельность частным перевозчикам введение налога для самозанятых. Новый законопроект обязует самозанятых перевозчиков направлять в ФНС 4-6% от полученного дохода. Он уже действует в 4 регионах России в экспериментальном режиме, в планах — расширить на другие регионы страны.


Контроль за весом усилится
Перевозчикам следует ожидать усиления весогабаритного контроля.

До 2024 года после создания АСВГК (автоматической системы весогабаритного контроля) на федеральных трассах должно появиться 387 пунктов весового контроля для грузовиков. Цель — обеспечить равные условия для перевозчиков и сохранность дорог. При этом начало строительства запланировано на первый квартал 2019 года, но пока точная «судьба» АСВГК точно не решена.

Сейчас многие нарушают установленные законом весовые нормы провоза грузов. Из данных аналитического доклада РАДОР общая протяженность сети автодорог в России на 1 января 2018 года составляет почти 1,5 млн км: 53 тыс. км приходится на федеральные трассы (из них 78% соответствует нормативным требованиям, а 511 тыс. км — на дороги регионального и межмуниципального значения (только 43,1%).


Как справиться с грядущими изменениями
Винить внешние обстоятельства бессмысленно: владельцам бизнеса необходимо действовать. В текущих условиях как никогда важна грамотная работа с клиентами — как с существующими, так и новыми.

Необходимо предлагать лучший сервис клиентам: четкое соблюдение всех условий (сроков, температурного режима и прочих) при доставке грузов, полное сопровождение клиента от момента создания заявки на перевозку до выгрузки, электронный документооборот. Эти задачи решает автоматизация бизнес-процессов — основной тренд 2019 года.


Опережайте конкурентов, внедряйте технологические решения, оптимизирующие резко повышенные в последнее время затраты — впереди непростой год, но при грамотном управлении бизнес-процессами он может принести как новых лояльных клиентов, так и прибыль.


Подробнее
Что ждать рыноку грузоперевозок в 2019 году?
05 Мар

Что ждать рыноку грузоперевозок в 2019 году?

Кризис продолжается, количество клиентов падает, конкуренция среди компаний, занимающихся грузоперевозками, растёт, а правительство чуть ли не каждый день придумывает новые законы... Есть ли шансы выжить в таких условиях? И не только выжить, но ещё и получить прибыль. Давайте разберемся.

В России используются несколько типов грузоперевозок, а именно:

- железнодорожный транспорт

- грузовой автомобильный транспорт

- речной и морской транспорт

- самолеты

В условиях медленно протекающего экономического кризиса в России можно утверждать, что в 2019 и 2020-х годах постепенно будет ужесточаться конкуренция в области грузоперевозок, цены на услуги будут расти, количество покупателей уменьшится, число компаний сократится.

Автомобильные грузоперевозки занимают существенную долю от общего сегмента рынка. Но в скором времени этот тип грузоперевозок будет подвергаться сильному воздействию и изменению.

Во-первых, аналитики отмечают, что с повышением цен на платных дорогах колебания цен на рынке грузоперевозок будут происходить все чаще. Основной «удар» придется на малый и средний бизнес.
Во-вторых, необходимо принимать во внимание проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации», который рассматривается в Государственной Думе. Этот законопроект предполагает меры по снижению доли нелегальных перевозчиков, а также  обеспечение полного государственного транспортного надзора и статистического наблюдения за деятельностью рынка автомобильных грузоперевозок. Это предполагается осуществлять путём создания и ведения реестров перевозчиков.
Что это означает?

Если законопроект одобрят, то будут действовать следующие положения :
Будет установлен минимальный перечень работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовых транспортных средств.

Право на выполнение перевозок грузов за плату будут иметь только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включённые в реестр перевозчиков грузов за плату.

В этот реестр будут включены лица и компании, имеющие сертификат соответствия на выполнение данных работ, который будет выдаваться органами по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Также будет обязательным привлечение специалиста, ответственного за организацию и осуществление перевозок грузов.

Реестр грузоперевозчиков будет общедоступным, и размещаться он будет в сети Internet.

Любой грузоперевозчик будет обязан соответствовать требованиям по финансовой состоятельности, компетентности и профессиональной надёжности. При этом для внесения сведений в реестр перевозчиков для собственных нужд необходимо соответствовать требованиям только по профессиональной компетентности.

  Будет введено обязательное страхование ответственности перевозчиков.
Учитывая эти и другие положения законопроекта, можно понять, что предполагается повсеместно вводить государственный учёт информации о перевозчиках. Статистические данные, такие как количество, качество подвижного состава, финансовые возможности, направления деятельности грузоперевозчиков и так далее, будут учитываться, перерабатываться и влиять на все сегменты рынка.

Аналитики прогнозируют всё большее значение информационных технологий и оборудования для сегмента грузоперевозок. Автоматизация процессов, прозрачность данных и совместимость их с системами контроля и учёта со стороны государства вскоре станет необходимым элементом работы любого грузоперевозчика. Кроме того, данные реестра, будучи в свободном доступе, помогут самим грузоперевозчикам лучше ориентироваться в нуждах рынка и выбирать подходящую экономическую тактику в зависимости от меняющихся условий.

Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленные тенденции, ближайшие несколько лет конкурентную борьбу будут выигрывать те компании, которые обратят самое пристальное внимание на информационное обеспечение процесса грузоперевозок.

Подробнее

Обратите внимание, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч.2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ. Политика конфиденциальности персональных данных.

Copyright © ООО "Е-ТЭК" 2019 г. Все права защищены.

Разработка и продвижение сайтов — DUKiS.ru